Суд удовлетворил требование индивидуального предпринимателя о признании недействительным постановления налогового органа о проведении осмотра

   Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва (далее – МРИ ФНС № 1 по РТ), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее – УФНС по РТ) о признании недействительным постановления о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов (дело № А69-3240/2018).

   Как установлено судом, МРИ ФНС № 1 по РТ получено поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия о проведении осмотра у предпринимателя в связи с проводимыми контрольными мероприятиями в отношении ООО.

   На основании указанного поручения МРИ ФНС № 1 по РТ вынесено постановление о проведении в отношении предпринимателя осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов.

   Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что МРИ ФНС № 1 по РТ не вправе проводить в отношении предпринимателя осмотры в связи с проводимыми контрольными мероприятиями в отношении другого лица, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его незаконным.

  В ходе рассмотрения настоящего дела в Арбитражном суде Республики Тыва предпринимателем оспорено письмо Федеральной налоговой службы от 16.10.2015 N СД-4-3/18072, которым руководствовались налоговые органы, по вопросам применения налога на добавленную стоимость в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах, вступившими в силу с 1 января 2015 года, в котором, в том числе, в абзаце седьмом разъяснены отдельные положения Налогового кодекса Российской Федерации: "При этом для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 Кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки".

  Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2019 по делу № АКПИ19-296 административное исковое заявление предпринимателя удовлетворено, седьмой абзац письма Федеральной налоговой службы от 16.10.2015 N СД-4-3/18072 в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, признано недействующим.

   Оценив представленные документы, руководствуясь правовой позицией, выраженной в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2019 по делу № АКПИ19-296, Арбитражный суд Республики Тыва пришел к выводу о несоответствии спорного постановления МРИ ФНС № 1 по РТ требованиям действующего законодательства, о нарушении законных прав и интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку оно не отвечает требованиям справедливости, не соответствует действительному смыслу пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает проведение названного мероприятия налогового контроля исключительно в отношении проверяемого налогоплательщика, следовательно, препятствует предпринимателю в реализации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации) и нарушает его право собственности, гарантированное статьей 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

   Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10.10.2019 постановление МРИ ФНС № 1 по РТ о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов признано недействительным, как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал МРИ ФНС № 1 по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем отмены признанного недействительным постановления.

   Указанное решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10.10.2019 не обжаловано сторонами, вступило в законную силу.